Разочарование и глубокое чувство облегчения, что ЭТО наконец закончилось
Сразу скажу, что от "обучения" остался неприятный осадок, но что-то я узнал и это какая-то начальная база для продолжения обучения предмету. Т. е. я бы был готов поставить две звезды, так как обучение плохое, но, если выгребешь, то базу получишь. Одну звезду ставлю за грязную накрутку 4-5-звёздными отзывами с новых аккаунтов с практически идентичной структурой, что даёт общий рейтинг 4+ и вводит в заблуждение. Не понимаю, почему их не чистят.Тут я не буду расписывать плюсы и минусы по конкретному курсу. Лучше напишу отдельный отзыв в ветке про DS. Тут же я поделюсь общими впечатлениями от подхода к "обучению" в в Яндекс Практикуме.Задумался о получении новой профессии, пока был без работы. Госуслуги забомбили рекламой "Цифровых профессий", где предлагалось пройти обучение при полном финансировании или софинансировании государством. Заманчиво. ОК. Пока есть время, надо его потратить с пользой. Подал заявку. Но, оказалось, не всё так просто. Сначала начались какие-то формальные проволочки. Потом старт обучения откладывали из-за отсутствия мест в когортах. В итоге обучаться я начал чуть ли не через полгода, когда уже устроился на работу. И это было чуть ли не фатально для обучения, так как работа не позволяла заниматься чем-нибудь посторонним в рабочее время. Более того, начались постоянные переработки. На учёбу оставалось от силы по паре часов вечером и выходные.Поначалу это не смущало, так как 1 бесплатный спринт сделан так, чтобы человек захотел продолжить обучение: всё разжёвано, подано с юмором (не на мой вкус, но всё же). Короче, прошёл я его без проблем. Был несколько обескуражен, что всё подано в текстовом формате, так как привык, что все курсы давно ведутся в режиме видео. Т. е. теорию надо сидеть и читать. Не получится поставить на воспроизведение и послушать в дороге или во время обеда. Я-то представлял, как с иголочки одетые преподаватели в красивой студии от Яндекса интересно и с огоньком раскрывают темы. Но реальность - это нудное чтение с экрана и борьба с глючным тренажёром наедине с собой. Ну ладно, с этим я смирился.Но чем дальше продолжалось обучение, тем очевидней становилось то, что качество материала падает с каждым спринтом. Куратор и наставники после каждого вопроса, почему в теории не рассказано то или это, постоянно давят на "полезность самообразования" и призывают читать статьи на Хабре, Медиуме и ролики на Ютубе, которые есть в ОТКРЫТОМ (т. е. бесплатном) доступе. Т. е. вы заплатили 120 тыс., чтобы вам покидали ссылочек на открытые ресурсы. Ну ОК. Кстати, многие бесплатные ролики на Ютубе сделаны с несравнимо большим уважением к аудитории, чем курсы ЯП. Когда я выбирал, к кому пойти учиться, то Яндекс при всех его минусах всё же казался оптимальным выбором, так как про уровень всяких скиллбоксов и гикбрейнсов я уже знал к тому моменту, а вот о Яндексе негатива не слышал. Как выяснилось, эти курсы никто не сливает в виду того, что это просто сжатая перепечатка открытых источников, поэтому они бесполезны. Это сейчас я понимаю, что, возможно, от Скиллбокс или Гикбрейнс я бы получил больше в плане образования.Не, конечно, наставники есть в чате и они могут что-то подсказать и рассказать своими словами, но часто в этом нет смысла, так как задание тебе надо сделать сейчас, а наставник может ответить через день. Как правило, быстрее на помощь приходят другие студенты либо в офиц. Пачке, либо в неофициальном чате в ТГ.Кстати, о студентах. Есть стойкое ощущение, что есть пара-тройка засланных казачков. Либо у них большая скидка, либо бесплатное ощущение, либо они вообще за долю малую защищают честь Практикума. Они в каждой бочке затычка, регулярно оповещают всех, как им всё нравится, как они уже всё сделали раньше дедлайна. В общем поддерживают атмосферу счастья от обучения на платформе. Если кто-то, не дай бог, начнёт задавать вопросы по качеству материала, тренажёра и т. п., то они тут же налетят и объяснят, что ты тут один такой дебил, а у всех всё зашибись.К слову, куратор покинул ТГ-чат и оставил админство такому вот студенту. И на каком-то спринте меня прям выбесило качество материала, и кривое задание. Я создал просто голосование в чате с вариантами: 1) материал отлично изложен, задания сформулированы корректно и понятно; 2) есть недочёты, курс требует модернизации, но в целом терпимо и 3) Материал изложен плохо, задания часто плохо сформулированы и непонятны. К тому моменту, как проголосовали около 50 человек меня просто забанили. Соотношение было явно не в пользу Практикума: единицы людей проголосовали за первый вариант; подавляющее большинство было за 2й и 3й варианты, где голоса разделились примерно поровну. Это был яркий пример борьбы с "инакомыслием" в общих чатах, поэтому большинство предпочитают помалкимать. Новичкам без базы в IT из чата вообще нельзя вылетать, так как в Пачке помощь очень неоперативная. А тут хотя бы всегда подскажут. Но для меня вылет из чата был не так критичен, так как я не могу назвать себя новичком в IT. Ну забанили, и забанили. Надеюсь, остальным стало более очевиден подход.Существует 2 типа дедлайнов по прохождению спринтов и сдаче проектов: мягкие и жёсткие. Мягкие - это те, которые можно не соблюсти без последствий. Жёсткие - нельзя. Придётся брать академ и переводиться в следующую когорту. Сделать это можно один раз. Потом вылетаешь. Соответственно теряешь все деньги, за спринты, которые прошёл. Что-то вернуть будет крайне проблематично. Либо, если это госфинансирование, то возмещаешь стоимость обучения. Поэтому в ЦП вылетать вообще нельзя, так как этих денег может и не быть у человека. Поэтому я часто сидел все вечера напролёт, иногда до 3-4 ночи (потом шёл на работу с квадратной головой) + выходные. Конечно, не все спринты долгие и сложные, поэтому некоторые я заканчивал раньше срока и кайфовал, так как появлялось время на жизнь!Посидев пару раз до 3-4 ночи, чтобы не пропустить дедлайн, казалось бы, логично начать следующий спринт сразу, чтобы на всякий случай иметь запас по времени. Но нет, следующий спринт открывается для всех строго по расписанию и вы не сможете начать его раньше остальной когорты. Так что после такой передышки начиналась опять гонка, нервы, недосып.Я не знаю точной статистики, но примерно половина когорты не дожила до диплома. Кстати, когорта - это 300 человек. На когорту есть один куратор и несколько наставников по направлениям. Это к вопросу о поддержке. Её не может быть при таком соотношении. За все 8 месяцев обучения куратор написал мне лишь 1 раз. Что-то типа: "Ты отстаёшь, остаётся не так много времени, надо успеть закончить просроченные спринты до жёсткого дедлайна. Есть какие-то проблемы?". Я отвечаю, что знаю, что уже отстал на 3-4 недели, но нагоню. Описываю проблемы с платформой и качеством преподавания. В этой переписке выясняется, что куратор вообще не в курсе, что мы проходим, о чем и как наставники говорят на вебинарах и т. п. Ну и в конце беседы - стандартное "я изучу вопрос и доведу куда надо". Конечно же, ничего не происходит. Ни по одному обращению в ТП и оставленным откликам после спринта, ничего не произошло. С глюками, которые были в начале обучения, так и пришлось мириться весь курс.О вебинарах. Это, по сути, единственное онлайн общение, которое вы получаете. Качество вебинаров очень разное. Зависит от уровня технической оснащённости и преподавательских навыков конкретного препода. Техническая оснащённость была у всех низкая. Это вебинар просто с ноутбука через встроенный в него микрофон. Качество звука и видео соответствующее. Даже любители на ютубе ведут более качественные вебинары и могут себе позволить, если не камеру, то хотя бы микрофон за 3-5 тыс. руб. Яндекс (а тут мы воспринимаем эти вебинары как их продукт), очевидно, не смог себе позволить оснастить своих сотрудников. С другой стороны, получая по сотке в мес., можно позволить себе микрофон из уважения к своим студентам, если Яндекс решил экономить на всём. Что касается самих преподавателей, то кто-то объясняет лучше, кто-то совсем плохо - двух слов связать не могут и мы слушаем эти "ээээ...", "мммм...", слова-паразиты. Просмотр вебинаров превращается в муку. Я думаю и надеюсь, что эти люди действительно профессионалы своего дела, но преподавание - это серьёзная надстройка над сильной базой, т. е. умение грамотно и понятно донести материал до других людей. Виноваты, конечно, не эти люди, а те, кто их взяли на работу, видимо, проведя обычное собеседование на технические знания, но не проверив способность доносить, излагать материал грамотно поставленной речью. Часто было видно, что люди накидали каких-то материалов к вебинару, но сидят и сами во многом разбираются в процессе. Нередки были случаи, когда преподаватель что-то объясняет, потом до него доходит, что объясняет не то и не так. Или кто-то задаёт какой-нибудь логичный вопрос, и он такой: "А да, действительно, это, значит, так, а не как я объяснял". Все мы люди и преподаватели могут также чего-то не знать. Но тем преподаватели и отличаются от обычных людей, что материал они уже прогнали не один раз и поняли для себя, и не чешут репу на вебинаре перед собравшимися студентами. Короче, вебинары я старался смотреть, каждый раз надеясь, что будет что-то интересное, но каждый раз скучный монотонный рассказ потом перетекал в беседы о жизни и в рассказы "а был вот случай"...Ревьюеры. Тут та же история - воля случая, рулетка. Может попасться нормальный, может попасться любитель показать, что не зря зарплату проедает, может попасться "на отвали". Мне попадались все типы, но ни одного действительно хорошего. О таких в чате ходили легенды. Они прям объёмно расписывали, где ты ошибся, почему, как исправить, как улучшить. Мне таких не попадалось. Начнем с нормального. Это тот, кто кратко по делу указывает на ошибки и может дать пару ссылок на сторонние ресурсы. Кстати, забавно, что они все дают ссылки на бесплатные ресурсы и не советуют перечитать какой-нибудь раздел ЯП.) Те, которые "отрабатывают", докапываются до пробелов в коде или то, что у тебя импорты из библиотек не разбиты через пустую строку. Короче, докапываются до мелочей, которые никак не влияют на правильность решения и НЕ ПРИНИМАЮТ проект. Нормальные ревьюеры такие комментарии дают жёлтым цветом, и они не влияют на принятие проекта. Т. е. это то, что надо учесть в будущем. А эти нет, пометят красным и улетит проект на доработку. Поправишь пару пробелов, и опять ждать проверки сутки, возможно, дольше. А если дедлайн поджимает и времени нет, то нервы может вам пощекотать. И наконец те, кто лучше отрабатывальщиков, - проверяльщики "на отвали". Они и не вникают глубоко, но и до мелочей не докапываются. Просто могут написать "всё хорошо" и принять. Конечно же, это не должна быть откровенная залипуха. Но часто с такими прокатывали проекты, которые приходилось делать "на отвали" из-за нехватки времени. И когда ваше "на отвали" встречается с ихним "на отвали", то вы проскакиваете в уже казавшийся фатальным жёсткий дедлайн.Кстати, близок к тем, о ком ходили легенды, был ревьюер выпускного проекта. Там когорта делится на части. Каждая часть когорты получает своё финальное задание и своего ревьюера. Так как ревьюер один на эту часть, то лучше со сдачей проекта не затягивать. Но мужик реально рубил и видел все косяки. Ревьюеры на рядовых проектах часто докапывались до каких-то мелочей, но не видели больших ошибок, которые я обнаруживал сам, когда переделывал эти мелочи. Это говорит о том, что рядовые ревьюеры этим занимаются на потоке. Вы для них один из тысячи других. Никакого глубокого вникания и индивидуального подхода не ждите.Задача всех, с кем вы общаетесь в ЯП - а всё это удалёнщики - это потратить как можно меньше времени и получить свою зп. Прям видно, что некоторые ведут вебинары не из средней полосы России, а из каких-то мест с более приятным климатом, где за окном манит океан, ну или море на худой конец.)Виню ли я конкретных людей - куратора, наставников за такое отношение? За практическое отсутствие интереса к тому, что вы усвоите, успеете ли сдать проект или что с вами будет после обучения? Нет. Для них это конвейер. Их мотивация - это заработать деньги. И они делают в этой системе, что могут и как могут. На hh висят вакансии в ЯП c зп 75-150 тыс. руб./мес. Хотели бы вы иметь такой приработок на удалёнке, возможно, находясь где-нибудь в странах с приятным климатом, не требующий от вас сверхнапрягов? Конечно, да. Вот и они делают что-то в меру своих возможностей. Вопрос к тем, кто этот проект слепил и запустил в таком виде, в каком он существует.По поводу поиска работы. У меня не было на карьерный трек, но я не слышал ни единого положительного отзыва от тех, кто им воспользовался. Вроде, один человек из всей когорты устроился куда-то на стажировку. От силы пара человек устроилась после выпуска, но на какую-то смешную зарплату. Только ближе к концу обучения начинает всплывать информация, что диплом ЯП не ценится, а работодатели смеются, когда им пытаются его предъявить, так как знают уровень знаний выпускников ЯП. А ведь я шёл в первую очередь туда, где я могу получить диплом, который позволит мне работать. На практике этой бумажкой можно подтереться. Никто не падёт ниц перед вами, когда вы достанете этот диплом из широких штанин. Скорее, вам рассмеются в лицо и скажут спасибо, что сэкономили им время, потому что дальше можно не собеседовать. Поэтому не спешите пугать работодателя дипломом ЯП. Сначала лучше показать, что вы что-то знаете. Для этого желательно не только делать проекты в рамках программы. Их делают все. А ещё делать какие-то, может, похожие, но СВОИ проекты, которые вы сможете показать в портфолио. Где взять на это время - непонятно. Это точно не для тех, кто совмещает учёбу с работой.Откуда я черпаю информацию о судьбе людей? Из чата выпускников, за которым я пытался следить, но бросил, так как невозможно выискивать крупицы полезной информации среди флуда и шуточек про то, как все теперь сидят без работы. Можете сравнить количество флуда с другими каналами на скрине. Там явно много безработных, если есть время всё это читать и отвечать.Когда я ещё пытался следить за чатом, то видел парочку робких попыток повернуть русло в профессиональную тематику, но таких людей высмеивали и советовали не мешать постить мемасики и смеяться над тем, как они никому не нужны. Ценность такого сообщества выпускников стремиться к нулю.Так что Яндекс. Практикум - это просто очередной бизнес, заинтересованный в максимальной прибыли при минимальных вложениях. Но этот в принципе нормальный подход имеет неприятный инфоцыганский нюанс: минимизация вложений - это по сути видимость курса, но не полноценный курс, за который можно брать такие деньги.Итак, что мы имеем в остатке:1) Получил я знания? Получил. Хотя бы базовое представление о предмете.2) Достаточны эти знания для работы? Нет, необходимо заниматься самообучением во время и после обучения 100%.3) Можно ли устроиться на работу после обучения? Это удаётся единицам. Подавляющее большинство работу не нашли.4) Стоит ли такой курс как семестр в хорошем ВУЗе? Однозначно нет. Кто-то говорит, что вы платите за палку в виде дедлайнов, без которых многие люди не могут ничего выучить. Но это не про меня. Просто палка-подгонялка точно не стоит 120 тыс. руб.PS. Допускаю, что 5-звёздные отзывы не все от ботов. Ближе к концу курса куратор пару раз постил розыгрыш умной колонки Яндекса за отзыв о курсе. Т. е. есть люди, которые просто хотели бы получить колонку на халяву. Так как вероятность того, что вы её выиграете, невелика, то и усилия вложенные в такие отзывы минимальны. Ну и чисто подсознательно, если вы хотите получить выгоду от ЯП в виде умной колонки, вы же не будете писать то, что на самом деле думаете. Для меня лично это дешёвый развод. Если бы это был не розыгрыш, а тебе железно давали колонку за отзыв, то это как минимум глупо отмывать чумазое лиц ЯП за 5 тыс. (или сколько там она стоит), отдав за обучение больше сотки.
Плюсы: Обучение дало общее представление о новом для меня предмете и базу для дальнейшего развития.
Минусы: Материал подан поверхностно и сжато в текстовом формате (в видеоформате только вебинары); чтобы всё успеть, надо отказаться от жизни почти на год; по сути, отсутствие поддержки в процессе обучения (если не считать помощь других студентов, но они не получа